Нужны ли права на электротранспорт?

Автор BMM 05.05.2025 13 Коментарий Статьи,

С учетом постоянно возрастающей популярности электротранспорта, а также увеличению количества единиц техники на электрическом приводе на руках у населения ответственные службы инициировали ряд нововведений, ограничивающих прежнюю свободу передвижения средств персональной мобильности или СПМ.

Основной камень преткновения пользователей и контролирующих порядок органов заключается в отведении места под движение такой электротехники. Если этот транспорт, к примеру, электроскутеры, двигается по проезжей части, то его регулируют соответствующие правила дорожного движения. Но многие ситуации подразумевают передвижение, к примеру, электросамокатов или даже электровелосипедов по велосипедным и пешеходным дорожкам.

Пока данная электротехника выделена в отдельную категорию СПМ, с установлением особых правил пользования ею. Рассмотрим эти действующие нормы подробнее.

Что входит в понятие СПМ

В перечень средств персональной мобильности, согласно ПДД, включены устройства с электроприводом, способные развивать скорость в пределах 25 км/ч. Такими характеристиками обладают моноколеса, сегвеи, электросамокаты, гироскутеры. Сначала туда же были включены электровелосипеды, но с 2022 года они отнесены к обычным велосипедным средствам. В отличие от электроскутеров передвигаться на этой технике может только один человек.

Тем же нормативным актом для СПМ были введены некоторые дополнительные ограничения, которые предусмотрены ПДД для пешеходов:

  • запрещено передвижение вне тротуаров или специальных велодорожек;
  • выезд со двора многоквартирной застройки допускается только по достижении 14 лет;
  • проезжая часть пересекается только пешком;
  • обязательное использование предусмотренной экипировки, включая шлем и светоотражающие элементы одежды.

Справка ElectroDrive.by: очевидно, что права на электротранспорт данной категории мощности персональной техники не требуются. Но уровень водительской ответственности снижен не для всего списка.

Нужны ли права

Нужны ли права на электротранспорт типа электроскутер или электровелосипед?

Справедливость подобного вопроса вызвана тем, что по инициативе ГАИ эти модификации техники с электрическим двигателем вынесены в отдельную категорию: первые приравнены к мототехнике, а вторые к классическим велосипедам.

Пока инспекторы дорожной службы в комментариях относительно электровелосипедов указывают на действие п.2.5 Общих положений ПДД РБ:

велосипед, веломобиль (далее велосипед) транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, которое имеет не менее двух колес и приводится в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем, в частности при помощи педалей или рукояток. К велосипеду приравниваются аналогичные по конструкции транспортные средства, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, и максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 25 км/ч либо иной двигатель с аналогичной характеристикой.

В этот перечень также попадают велогибриды и некоторые детские электроскутеры, которые из-за невысокой мощности мотора не смогут разогнаться быстрее 25 км/ч. А способные превышать установленный порог только с водительским удостоверением по категориям АМ хотя, как и прежде, регистрация подобных транспортных средств не требуется.

Справка ElectroDrive.by: будут ли еще законодательные изменения в будущем, прогнозировать сложно, потому что до сих пор четкого описания, по которому можно определить, какой категории соответствует модель, пока еще не составлено. К тому же производители одну модель электросамоката или других вариантов из списка подобных СПМ могут модифицировать настолько, что полученные технические характеристики станут отличаться кардинально. Поэтому продолжаем следить за законодательными нововведениями и комментариями к ним.

Часто задаваемые вопросы:

Где и как ездить, чтобы не нарушать ПДД?

  • В городской черте для передвижения СПМ отводятся только тротуарные пути, чаще всего под них наносится белая линия, указывающая зону движения. В некоторых случаях может быть выделена велосипедная дорожка с краю проезжей части. В тех же ситуациях, когда нет ни тротуара, ни даже асфальтового покрытия, то электровелосипедам и другим ТС на электроприводе разрешено передвигаться по обочине. В дополнение к этому техника не должна создавать помех для движения иных участников, в т. ч. и пешеходов.

Максимально разрешенная скорость движения?

  • Для всех типов электротранспорта без водительского удостоверения потолок скорости установлен в 25 км/ч.

С какого возраста можно управление средствами персональной мобильности?

  • Опять же действует то же правило, что и для велосипедов, и все зависит от того, где передвигается электрический транспорт. В пределах жилых зон, а также там, где установлено только пешеходное движение, возрастные ограничения не предусмотрены. А вот на городские улицы можно выезжать по достижении 14-летнего возраста.

Нужно ли регистрировать электротранспорт?

  • Ни в ГАИ, ни где-то еще регистрировать электросамокаты и прочие аналоги не нужно. То есть, если мощность подобных персональных мобилей либо гидридов не превышает 4 кВт (а это почти для всех моделей, за редким исключением, правило), официальная регистрация не требуется. Этот регламент распространяется и на легкие электроскутеры.

Можно ли кататься на элетросамокате вдвоем?

  • Технические характеристики основной массы подобной техники нет предусматривают движение вместе с пассажиром. Соответственно, правила также запрещают двойную посадку. Если общая конструкция мобиля дополняется специальным сиденьем, как в моделях SMD DACHA или Lima START, то езда вдвоем допускается. Но при этом обязательно нужно учитывать грузоподъемность персонального средства, чтобы не перегружать его.

Какие ограничения действуют для велосипедов с электроприводом?

  • Такие же, как и для классического двухколесного транспорта, которые широко известны всем. Самое главное – не создавать аварийных ситуаций, в остальном сотрудники ГАИ не сильно интересуются велосипедистами.

ПДД

Правила дорожного движения в 2025 году для электрического транспорта: что ожидать?

Как уже отмечалось, изменения все-таки будут, хотя пока неизвестно появятся ли они в текущем году. На данный момент идет уточнение отечественной законодательной базы, которая должна давать четкое и максимально всеобъемлющее описание средств персональной мобильности. Исходя из этого будет составлен регламент дорожной обстановки.

На сегодняшний день пока планируемых изменений немного, есть только одно дополнение. С 2022 года в ПДД было отмечено, что пересечение проезжей части по зебре велосипедисты, в т.ч. и водители персональной электротехники, могли совершать, не спешиваясь. Но делать это только со скоростью идущего пешехода. Последнее определение вызвало множество вопросов, вследствие чего предлагается убрать его из Правил, оставляя только пересечение с техникой в руках.

Официальный сайт НЦЗПИ (Национальный центр законодательства и правовой информации) предоставляет доступ к проекту нового указа, который содержит относительно средств персональной мобильности еще одно дополнение. Оно исключают кривотолки или манипуляции с формулировками по ограничению КОНСТРУКТИВНОЙ скорости передвижения до 25 км/ч. То есть транспортное средство не просто передвигается в установленном скоростном режиме, но и просто конструктивно не способно разогнаться быстрее.

Указывается, что нововведения станут действующими в конце ноября 2025-го.

Справка ElectroDrive.by: к слову, Госавтоинспекция обещает, что будет строже подходить к рассмотрению ситуаций столкновения, которые фиксируются между электроциклами и пешеходами. Если происшествие произошло в специально отведенной велозоне, то виновниками ДТП будут считаться пешеходы с привлечением их к административной ответственности.

Как регулируется движение электрического транспорта по дорогам общего пользования?

По статистике, большая часть штрафных санкций в предыдущие годы приходится на наказания за езду в неположенном месте. Немного меньше по процентной составляющей – за превышение скоростных ограничений. На третьем месте – отсутствие регламентных светоотражателей на технике или на одежде водителя светоотражающих элементов. В среднем суммы штрафов составляют от 1 базовой величины, но при создания аварийной обстановки размер взыскания может вырасти и до 25 б.в.

Если рассматривать вкупе все спорные моменты, то становится очевидным, что нередко ситуации трактуются с точки зрения сотрудников ГАИ, с его оценкой поведения водителя средства персональной мобильности. Поэтому советуем исключить передвижение на электротехнике по дорогам общего пользования, даже по обочине. Ни в коем случае не выезжать на ТС, у которого отсутствуют технически предусмотренные светоотражатели либо неисправные габариты, сняты зеркала заднего обзора, а у самого водителя – нет приспособлений индивидуальной защиты (шлем, налокотники и прочее).

Справка ElectroDrive.by: никогда не садитесь за руль самоката или велосипеда на электроприводе в нетрезвом состоянии. При возникновении аварийной ситуации наличие у одного из участников аварии алкогольного опьянения является отягчающим обстоятельством.

В заключение

Как признаются инспекторы ГАИ, чаще всего свое внимание они уделяют тем участникам дорожного движения, в поведении которого заметны признаки неадекватности. Спокойная езда, без лихачества, диких маневров, резкого изменения направления с моментами джигитовки - основа спокойного передвижения. Причем не только для самого владельца транспортного средства, но и техники в целом. Которая без излишних, запредельных и даже в чем-то экстремальных нагрузок прослужит намного дольше декларируемого производителем срока.

13 Comment(s)

Игорь:
26.06.2025, 22:07:19
Reply

Автор статьи допустил неточность в следующем: Мощность до 250 Вт и скорость до 25 км/ч: Такие скутеры относятся к СПМ. Права и регистрация в ГАИ не требуются. Мощность свыше 250 Вт или скорость более 25 км/ч: Электроскутеры этой категории приравниваются к мопедам или мотоциклам. Для их управления необходимы права категории АМ или А. Техника требует обязательной регистрации в ГАИ.

Виталий:
27.07.2025, 19:49:14
Reply

Ссылку на нпа можно дать или только бла-бла-бла .

Александр:
05.08.2025, 19:54:43

https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-295-ot-4-avgusta-2025-g

Michelle Martinez:
03.10.2025, 17:16:52, levited.com
Reply

I simply could not depart your site before suggesting that I actually enjoyed the usual information a person supply on your guests? Is going to be again incessantly to check up on new posts

Susan Rollins:
06.10.2025, 19:51:38, antibact.sbs
Reply

Hi, I do think this is a great blog. I stumbledupon it ;) I will come back yet again since I book-marked it. Money and freedom is the best way to change, may you be rich and continue to guide other people.

Gary Smith:
09.10.2025, 22:51:58, dapoxetined.org
Reply

Your way of describing the whole thing in this paragraph is genuinely fastidious, all be able to without difficulty understand it, Thanks a lot.

Gregory Hamilton:
10.10.2025, 10:48:18, amoxibest.top
Reply

I will right away seize your rss feed as I can not in finding your email subscription link or e-newsletter service. Do you’ve any? Please allow me recognise so that I could subscribe. Thanks.

Steven Jones:
10.10.2025, 18:09:54, medshop24h.top
Reply

Ahaa, its fastidious dialogue on the topic of this piece of writing here at this blog, I have read all that, so now me also commenting at this place.

Christopher Castillo:
11.10.2025, 16:35:22, tadalah.com
Reply

I am really grateful to the owner of this web site who has shared this impressive post at at this time.

Steven Davis:
12.10.2025, 00:21:15, sildenafiil.cc
Reply

Hi there, everything is going perfectly here and ofcourse every one is sharing information, that's actually good, keep up writing.

Maria James:
12.10.2025, 10:35:39, propeciaa.sbs
Reply

These are genuinely wonderful ideas in regarding blogging. You have touched some fastidious things here. Any way keep up wrinting.

Jacob Logan:
12.10.2025, 18:10:03, sildenaguide.com
Reply

These are really fantastic ideas in concerning blogging. You have touched some nice points here. Any way keep up wrinting.

Patrick Johnson:
27.10.2025, 19:53:24, zithromax24h.sbs
Reply

Thank you for the auspicious writeup. It in fact was a amusement account it. Look advanced to far added agreeable from you! By the way, how can we communicate?

Andrew Park:
29.10.2025, 02:50:46, kamagras.shop
Reply

It's going to be finish of mine day, but before finish I am reading this wonderful post to improve my know-how.

Оставить комментарий